Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
Конкурс «Моя семья»
Стать членом Союзa «ТПП РТ»
  • +7 843 264-62-07  приемная
  • +7 843 236-99-00  орг. отдел
  • +7 843 238-61-04  "горячая линия"
    правового центра

Синдром Захарченко. Продажный капитализм пожирает сам себя


Дело полковника МВД Дмитрия Захарченко вывело на его заказчиков, чьи интересы он защищал. Ими оказались люди из руководства группы компаний «1520» во главе с «королем госзаказа» Валерием Маркеловым, чей бизнес построен на обслуживании подрядов РЖД
Несколько лет назад американский гуру инвестиций миллиардер Уоррен Баффет совершил самое крупное вложение денег в своей жизни — купил за $44 млрд железнодорожную компанию BNSF. «Будущее процветание нашей страны зависит от наличия эффективной и хорошо поддерживаемой железнодорожной системы», — так финансовый гений из Омахи объяснил свое решение всем недоумевающим.

И тут было чему удивляться: железные дороги в современном мире давно уже отошли на дальний план, уступив место новомодным интернет-технологиям и изобретениям. Однако тот факт, что рельсовый транспорт не на слуху и не «в тренде», не отменяет вовсе его значимости для экономики и интереса для деловых людей. Вспомним недавнюю историю России: министр путей сообщения Николай Аксененко имел все шансы сменить Бориса Ельцина в руководстве страны. Считалось, что сложность железнодорожного хозяйства, полувоенная дисциплина в ведомстве и присутствие дорог практически во всех регионах России станут залогом успешной работы, в том числе, и на посту президента.

БИЗНЕС   РЖД  05.10.2018 08:56
Синдром Захарченко. Продажный капитализм пожирает сам себя
Максим Артемьев    Максим Артемьев Forbes Contributor
Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Дело полковника МВД Дмитрия Захарченко вывело на его заказчиков, чьи интересы он защищал. Ими оказались люди из руководства группы компаний «1520» во главе с «королем госзаказа» Валерием Маркеловым, чей бизнес построен на обслуживании подрядов РЖД
Несколько лет назад американский гуру инвестиций миллиардер Уоррен Баффет совершил самое крупное вложение денег в своей жизни — купил за $44 млрд железнодорожную компанию BNSF. «Будущее процветание нашей страны зависит от наличия эффективной и хорошо поддерживаемой железнодорожной системы», — так финансовый гений из Омахи объяснил свое решение всем недоумевающим.

И тут было чему удивляться: железные дороги в современном мире давно уже отошли на дальний план, уступив место новомодным интернет-технологиям и изобретениям. Однако тот факт, что рельсовый транспорт не на слуху и не «в тренде», не отменяет вовсе его значимости для экономики и интереса для деловых людей. Вспомним недавнюю историю России: министр путей сообщения Николай Аксененко имел все шансы сменить Бориса Ельцина в руководстве страны. Считалось, что сложность железнодорожного хозяйства, полувоенная дисциплина в ведомстве и присутствие дорог практически во всех регионах России станут залогом успешной работы, в том числе, и на посту президента.


В современном мире обслуживание транспорта — отрасль не менее важная, чем его функционирование. В авиации рынок сервиса занимает три четверти от рынка поставок новой техники. Примерно то же самое и на железных дорогах. Поддержание в исправности полотна, энергоснабжения, модернизация путей требуют огромных средств. А там, где вращаются большие деньги, неизбежно возникают и большие соблазны.

Дело знаменитого полковника МВД Дмитрия Захарченко, в чьих квартирах было найдены миллиарды рублей, вывело в итоге на его заказчиков, чьи интересы он защищал. Ими оказались люди из руководства группы компаний «1520» во главе с «королем госзаказа» Валерием Маркеловым, который получал подряды от РЖД. Типичный случай «капитализма для своих», построенного в нашей стране. Один из партнеров Маркелова — Алексей Крапивин, сын бывшего советника главы РЖД Владимира Якунина Андрея Крапивина. Поколение отцов — как в случае с Крапивиным-старшим или Тарасенко-старшим (из БСМ) либо работало само в руководстве, либо имело с ним связи, а поколение сыновей продолжает их дело.

По наследству передаются не только активы, но и неформальные отношения, знания, умения и навыки. В советское время подобное бы не прошло, а сегодня — пожалуйста.

Но и инфраструктуру, и акции, и «интересы» необходимо защищать. Делать это нормальными, законными, легитимными способами зачастую не получается — хотя бы в силу не вполне легального происхождения активов. А главную ценность имеют не экскаваторы подрядчика на стройках, а знакомства и не оформленные нигде обязательства. В советское время, чтобы не допустить ведомственности и растаскивания средств, в 1954 году из состава Министерства путей сообщения выделили все строительные подразделения и создали Министерство транспортного строительства. Оно и занималось прокладкой БАМа, в том числе.

Сегодня реконструкцией Байкало-Амурской магистрали и Транссиба стоимостью в несколько сот миллиардов рублей занимаются частные компании. Заказчик — РЖД. История с БАМом и Транссибом началась еще при прежнем руководителе РЖД Владимире Якунине. Экономическая целесообразность этого проекта вызывала много разговоров — о завышении стоимости работ, о причастности к исполнению заказов аффилированных с руководством РЖД лиц. Именно с легкой руки Владимира Якунина мультимиллионером стал вчерашний торговец цветами в Кишиневском аэропорту Ренато Усатый.


Но работа по проекту продолжилась и при преемнике Якунина — Олеге Белозерове. Буквально накануне ареста Маркелова Владимир Путин встречался с Белозеровым: президент высоко оценил работу РЖД при новом руководстве, а председатель правления докладывал о достижениях. Поэтому появление в СМИ информации об аресте акционера «1520» можно расценивать и как неслучайный вброс. Возможны различные интерпретации: и «добивание» якунинского клана, и провокация уже против Белозерова. Хотя, скорее всего, никакой преднамеренности нет, и речь лишь идет о разматывании клубка. Теперь мы знаем, от кого поступали эти миллиарды рублей, так поразившие внимание публики после ареста полковника Захарченко.

В царское время, когда строили Транссибирскую магистраль (один из величайших инфраструктурных проектов, память о котором целенаправленно уничтожали в советское время), вопросов о коррупции не возникало: царь Александр III назначил своего сына-наследника Николая — будущего императора, председателем Комитета Сибирской дороги и куратором строительства. Наследнику империи воровать было ни к чему, одновременно он получал опыт управления сложными проектами. Требования были простые: «...Довести до конца начавшуюся постройку Сибирского рельсового пути дешево, а главное, скоро и прочно»; «строить и хорошо и прочно, с тем чтобы впоследствии дополнять, а не перестраивать»; «...чтобы Сибирская железная дорога, это великое народное дело, была осуществлена русскими людьми и из русских материалов».

Сегодня все не так, и частные интересы превалируют над общественным благом. О роскошной жизни детей «короля госзаказа» Маркелова, с холопским придыханием рассказывают светские издания. Государственные интересы отходят на второй план. Поэтому «королям» без охраны и сотрудничества с силовиками не обойтись.

История про полковника Захарченко — это история про коррумпированный капитализм, в котором участники комбинаций по цепочке «замазывают» друг друга. От того, что Министерство путей сообщения переименовали в РЖД, люди, там и вокруг него работающие, другими не стали. Институциональные изменения происходят куда быстрее ментальных. Хотя в той же Англии приватизация British Rail также много положительных последствий не принесла, у нас, в отличие от Британии, смена формы собственности транспортной монополии обернулась неудержимым разворовыванием и коррупцией.

Редакция рекомендует
Украсть у РЖД: арестован один из «королей госзаказа» Валерий Маркелов
Простить «награбленное». Почему борьба с коррупцией в России неэффективна

http://www.forbes.ru/biznes/367671-sindrom-zaharchenko-prodazhnyy-kapitalizm-pozhiraet-sam-sebya