Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
Консультации по ТФБ Стать членом Союзa «ТПП РТ»
  • +7 843 264-62-07  приемная
  • +7 843 236-99-00  орг. отдел
  • +7 843 238-61-04  "горячая линия"
    правового центра

Новости


25 Июля 2017 Бизнес-омбудсмен прошелся по надзору
Как стало известно “Ъ”, президентский уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов направил в Белый дом письмо с критикой ключевого законопроекта, разработанного Минэкономики в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Бизнес-омбудсмен считает, что принятие готовившегося почти два года документа в его нынешнем виде приведет не к снижению, а к «масштабному росту» административной нагрузки.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов вчера направил премьер-министру Дмитрию Медведеву свое отрицательное заключение (есть у “Ъ”) на ключевой законопроект реформы КНД — «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». По его мнению, документ содержит ряд «фундаментальных недоработок», а его принятие «может привести к масштабному увеличению административного давления на бизнес».


Как реформа КНД распространяется на регионы и подступает к муниципалитетам
О внесении этого документа в правительство в начале июня сообщал курирующий реформу КНД министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Проект призван изменить модель госконтроля и надзора с репрессивной на партнерскую, пояснял тогда министр. Ожидается, что законопроект о КНД будет принят до конца года. Омбудсмен просит Дмитрия Медведева перенести сроки одобрения документа.

В письме премьеру Борис Титов указывает, что сфера применения законопроекта не включает важнейшие области КНД. В частности, его нормы не будут применяться при расследовании причин возникновения аварий и несчастных случаев на производстве, при рассмотрении антимонопольным органом жалоб на процедуры обязательных торгов, в части строительного (по Градостроительному кодексу), налогового, валютного и таможенного контроля. Это, как пишет омбудсмен, «обесценивает идею принятия единого правового акта, регулирующего КНД в России». Не нравится Борису Титову и вводимый термин «охраняемые законом ценности» (жизнь и здоровье граждан, их имущество, обеспечение обороны страны и безопасности государства и прочее), на устранение рисков по которым обещают ориентировать всю деятельность контрольно-надзорных органов. «Де-факто под ценностями понимается неограниченный перечень понятий, что позволит органом контроля-надзора обосновать любое свое требование и действие по отношению к бизнесу»,— сказано в письме.


Почему Генпрокуратура предлагает чаще санкционировать контрольные мероприятия
Среди других замечаний — необязательность использования чек-листов при осуществлении госконтроля, отсутствие нормы об обязательном включении информации обо всех проверках в Единый реестр проверок. Другая претензия — отмена 294-ФЗ о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля. Омбудсмен утверждает, что фундаментальные принципы защиты предпринимателей при осуществлении госконтроля либо исключены из законопроекта, либо закреплены в нем в искаженном виде, «что может катастрофически сказаться на состоянии делового климата в России». «Фактически принятие закона в предложенной редакции может отбросить практики регулирования КНД на несколько лет назад»,— пояснил “Ъ” Борис Титов. Он предлагает иной подход к реформе, основанный на опыте Казахстана (к письму приложен законопроект, разработанный на базе закона этой страны о госконтроле и надзоре),— аргументируя это тем, что соседям по ЕАЭС удалось снизить число проверок в пять раз.

Получить оперативный комментарий в «Открытом правительстве» “Ъ” не удалось.

Дарья Николаева

https://www.kommersant.ru/doc/3366374

21 Июля 2017 Принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах»
19 июля 2017 года во втором чтении и 20 июля 2017 года в третьем чтении принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах».

С докладами по законопроекту выступил заместитель Председателя Комитета по культуре Александр Михайлович Шолохов.

Принятый закон был внесен членом Совета Федерации О.А.Казаковцевым, депутатами Государственной Думы И.И.Гильмутдиновым и другими с наименованием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам поддержки народных художественных промыслов» (законопроект № 760947-6).

К сожалению, действующее до настоящего момента законодательство исключало возможность поддержки организаций народных художественных промыслов со стороны органов власти субъектов  Российской Федерации, в случае, когда данные организации включены в перечень возможных получателей субсидий из федерального бюджета.

Такие запреты действовали независимо от того, предоставлялись  или нет субсидии из федерального бюджета данной организации в соответствующем году и на какие цели они могли бы быть использованы согласно утвержденным правилам. Это приводило, в частности, к невозможности поддержки на региональном уровне субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в перечень возможных бюджетополучателей из федерального бюджета.

В соответствии с принятым законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили право оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Комитет по культуре считает, что данный законопроект должен послужить значимой поддержкой для организаций народных художественных промыслов - нашего народного достояния, которые в рыночных условиях оказались в достаточно трудном финансовом положении.

http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/5655191

18 Июля 2017 На первый раз прощаю
Административную ответственность бизнеса за нарушения, совершенные впервые и не повлекшие материального ущерба, решено смягчить. До 7 августа минэкономразвития, минюст, Генпрокуратура и деловые объединения должны подготовить поправки в КоАП и представить их в правительство.
Кроме того, они разрабатывают изменения, запрещающие возбуждать дела об административном правонарушении, в том числе расследования, без проведения проверки. Это избавит бизнес от излишнего давления.

"Распространена практика, когда органы контроля в обход закона подменяют проверку административным расследованием, не внося ее ни в статистику, ни в реестр, - рассказал "РГ" уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов. - Изменения в КоАП, которые пресекут подобную практику, весьма позитивно скажутся на облегчении административного бремени для бизнеса. В ближайшие дни институт Уполномоченного представит на рассмотрение рабочей группы готовый текст законопроекта".

56% предпринимателей отметили рост административной нагрузки на их бизнес за текущий год
По словам Титова, в том же русле будет лежать и смягчение ответственности за первые нарушения. Это очень нужно, говорит он, поскольку 56 процентов опрошенных предпринимателей отметили увеличение административной нагрузки на их бизнес за минувший год.

https://rg.ru/2017/07/17/administrativnuiu-otvetstvennost-biznesa-za-melkie-narusheniia-smiagchat.html

18 Июля 2017 Верните жалобную книгу

Новый законопроект предлагает наделить особым статусом жалобные книги и ввести их везде, где обслуживают людей.
Пока законом не отегулированы формы жалобной книги, клиенту могут подсунуть фальшивку. Фото: Сергей Михеев/РГПока законом не отегулированы формы жалобной книги, клиенту могут подсунуть фальшивку. Фото: Сергей Михеев/РГ Пока законом не отегулированы формы жалобной книги, клиенту могут подсунуть фальшивку. Фото: Сергей Михеев/РГ
Госдума начала сбор отзывов на проект соответствующих поправок в закон о защите прав потребителей. Предполагается, что правительство пропишет обязательные правила ведения жалобных книг, распространяющиеся на любой магазин или сервис. Парикмахерские, прачечные, автомастерские - куда бы ни обратились, везде будет лежать та самая книга.

В советское время фраза "Дайте жалобную книгу!" была культовой. Она даже стала названием известного фильма Эльдара Рязанова. Ее произносили на каждом шагу, тем более что советский сервис давал к тому немало поводов.

Сегодня к клиентам у нас относятся более трепетно. Зато книга жалоб и предложений, кажется, утратила свой ореол. По крайней мере встретить ее можно далеко не везде. А кое-где можно нарваться и на подделку.

Как рассказала "РГ" адвокат Виктория Данильченко, в принципе сегодня законодательством предусмотрено предъявление жалобной книги потребителю по первому требованию, но не факт, что человек сможет ее получить.

Отзывы граждан станут легальным источником информации и для проверяющих, и для клиентов
"Ему могут отказать в ее предоставлении, мотивируя это, например, проверкой, на которой якобы находится книга", говорит адвокат.

То есть книга как бы есть, но на деле ее нет. К тому же, по словам эксперта, законом не отрегулированы формы такой книги, правила ее ведения. Поэтому потребителю может быть предоставлена подложная версия книги, которая не заверена государственной печатью и, соответственно, не работает по своему прямому назначению. Сегодня в хамском сервисе одна тетрадка, завтра - другая. И каждый вечер возмущенные отзывы граждан летят в корзину.


Изменить ситуацию и предлагает законопроект, рассматриваемый в Госдуме.

Авторы инициативы - два сенатора - обратили внимание, что сегодня правительством страны не установлено обязательных требований к форме книги отзывов и предложений и порядку ее ведения. Есть только приказ Минторга РСФСР "Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания", вышедший еще в 1973 году. Теоретически на него и должны ориентироваться наши магазины, рестораны и различные сервисы. Однако, по словам экспертов, многие нормы советской инструкции либо избыточны, либо устарели. Поэтому на нее мало кто обращает внимание.

Законопроект предусматривает, что правительство страны должно утвердить правила ведения книги отзывов и предложений. "Такая книга предоставляется любым заинтересованным лицам по требованию, - говорится в проекте. - Страницы книги отзывов и предложений должны быть пронумерованы и прошнурованы, а на оборотной стороне последнего листа размещается запись о наименовании продавца (исполнителя), дате начала ведения книги и количестве листов".

Книга отзывов станет официальным документом, прошитым и пронумерованным, правила ее ведения определит правительство
По словам Виктории Данильченко, после принятия единой формы ведения и заполнения жалобной книги нерадивые руководители уже не смогут скрывать отрицательные отзывы.

"Доступность такой книги для всех желающих также только положительно скажется на уровне сервиса, более того, из-за публичности книги последствия негативных отзывов будут более существенными, что приведет к снижению количества таких отзывов, - считает она. - Само понимание и осознание того, что книга отзывов и предложений может быть подвергнута проверке любой организацией, в том числе Роспотребнадзором, должно положительно отразиться на уровне предоставления услуг потребителям".

Авторы проекта особо подчеркивают, что читать книгу смогут все кто угодно: журналисты, проверяющие Роспотребнадзора, прокуроры и просто граждане, зашедшие в сервис на огонек.

Некоторые эксперты предлагают также предусмотреть санкции за нарушение правил ведения жалобной книги. Ведь мало кто любит читать неприятное про себя, и велик соблазн вырвать противные листы или заменить книгу на новую. Или вообще не показывать клиентам печальный гроссбух. Но штрафы заставят продавцов уважительней относиться к таким книгам. Конечно, сегодня времена изменились, и по сути у нас уже есть большая книга отзывов - это Интернет. Иногда кажется, что там можно узнать про все и про всех. Но не стоит недооценивать старую добрую бумагу. Преимущество Интернета легко перетекает в его недостаток: там слишком много информации, можно утонуть. И не факт, что горячий отзыв, отправленный в Сеть, дойдет до нужной аудитории. А книга будет постоянно лежать на видном месте в организации - магазине, автомойке, ресторане, да где угодно - и мозолить глаза сотрудникам. И по сути она будет важным документом и ценным источником информации и для клиентов, и для инспекторов.

https://rg.ru/2017/07/17/zhalobnye-knigi-vernutsia-v-magaziny-i-zavedeniia-sfery-uslug.html

17 Июля 2017 «Россию спасет малый и средний бизнес. Но его мало — и все запуганы поборами и проверками»
«Количество контрольных функций, закрепленных за госорганами, необходимо снизить минимум в два раза, а число надзорных ведомств можно сократить со 150 до 50». Колонка Алексея Кудрина на DK.RU.


Бывший глава Минфина Алексей Кудрин выступил с публичной лекцией в екатеринбургском Ельцин-центре. DK.RU публикует главные тезисы выступления — о текущем положение дел в экономике России и о том, что может эту ситуацию изменить.

Алексей Кудрин, глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов РФ:

— В начале нулевых средний темп роста ВВП был около 7%, а за последние 10 лет он составил всего 1%. Даже в СССР не было таких длительных периодов стагнации. Определенное влияние на это оказал мировой финансовый кризис 2008 года, но сейчас-то мы находимся вне мирового кризиса. У нас свой, локальный кризис.

Некоторые ожидают нового витка девальвации рубля. Не исключаю: это возможно. Снижение цен на нефть, санкционные проблемы и рецессия экономики на протяжении последних трех лет дадут о себе знать.
Даже в 1998 и в 2008 гг. экономика выходила из глубокого кризиса в течение одного года, но последние три года — самый длительный период падения экономики в новой российской истории.

В связи с этим всех беспокоит вопрос: «Что мешает экономическому развитию? Почему мы находимся в стагнации? И есть ли выход?». Я считаю: у нас накопились серьезные структурные проблемы.

В ближайшие 6-15 лет мы должны работать над тремя ключевыми проблемами. Во-первых, у нас очень большое отставание в технологическом развитии.
С 2010 года число компаний, которые проводят модернизацию и внедряют инновации, не растет. Статус технологической державы мы можем потерять!

Во-вторых, у нас слабый человеческий капитал — в том, смысле, что люди не обладают нужными навыками. Взять, к примеру, сферу образования. Мы должны учить не знаниям, а навыкам и компетенциям, которые будут полезны в меняющемся мире. Ведь в ближайшие 10-15 лет много профессий отомрет, возникнет необходимость непрерывного образования.

Также у нас есть проблема демографического отставания. Сейчас соотношение трудоспособного населения и пенсионеров сильно меняется. В ближайшие 13 лет молодое трудоспособное население сократится на 10 млн человек. Тогда наша экономика ляжет на плечи более старшего поколения, которое менее мобильно и обучаемо. И нам нужно думать, как поддержать эту категорию людей.

Трудовых ресурсов у нас нет, инвестиций тоже — так что вопрос роста экономики полностью упирается в рост производительности. Речь идет о развитии технологий и изменении бизнес-моделей предприятий. Но здесь мы сталкиваемся с третьей проблемой.

А именно: государство продолжает наращивать свои функции и полномочия. С 2003 года они возросли практически в два раза, а эффективность продолжает оставаться очень низкой. Количество поручений президента растет — качество исполнения падает.
Я думаю, что количество контрольных функций, закрепленных за госорганами, необходимо снизить минимум в два раза, а число надзорных ведомств можно сократить со 150 до 50.

Существенный вклад в рост экономики может сделать малый и средний бизнес, но здесь не все так гладко. С одной стороны, у нас всеобщая поддержка предпринимательства, много фондов и институтов развития. С другой — вклад малых и средних предприятий в ВВП страны находится на уровне 20%, тогда как в развитых странах — 50-60%. Малого и среднего бизнеса просто очень мало! И все запуганы поборами и проверками.
Только около 6% россиян занимаются предпринимательской деятельностью, еще 2% планируют открыть свои компании. Для развития экономики — это капля в море.

Что же делать? Только субсидиями и госгарантиями мы бизнес не поддержим, просто потому, что не все смогут их получить, ведь у нас около 2 млн предприятий малого и среднего бизнеса. Мы должны обеспечить защиту права собственности, низкие ставки на рынке, стабильный налоговый режим. Кроме того, нам необходимо повышать долю экспорта несырьевых товаров — внутренний спрос в России не вытянет экономику. Малые и средние предприятия должны найти свою нишу на мировом уровне.
К 2024 году долю государства в экономике надо сократить в 1,3 раза, а долю малого и среднего бизнеса в ВВП поднять до 30%. Стране нужен новый приватизационный план, «разгосударствление» рынка. Только так можно обеспечить ежегодный рост экономики в среднем на 4-5%.

http://ekb.dk.ru/news/nekotorye-ozhidayut-chto-u-nas-snova-proizoydet-devalvatsiya-eto-vozmozhno-aleksey-kudrin-237083378?utm_source=mail&utm_medium=letter&utm_campaign=rassylka_every_day

17 Июля 2017 Принят закон о деятельности самозанятых граждан
Сегодня Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении проект федерального закона № 87981-7 «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (об уточнении условий осуществления предпринимательской деятельности).

Как сообщил один из авторов проекта Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, проект направлен на определение правового статуса самозанятых граждан, в том числе, в целях исключения возможности признания их деятельности незаконным предпринимательством.

К самозанятым гражданам принято относить лиц, оказывающих некоторые виды услуг физическим лицам, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это могут быть услуги няни, сиделки, репетитора, бытовые услуги, услуги водителя, фотографа, переводчика и другие.

Сейчас Гражданским кодексом предусмотрено, что осуществлять деятельность в целях получения прибыли могут только юридические лица или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. То есть и репетитор, и нянечка, и частный извозчик, при наличии других признаков предпринимательской деятельности (самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли) обязаны регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет за собой выполнение различных требований законодательства, - пояснил Павел Крашенинников.

Кроме того, если такая деятельность не зарегистрирована должным образом, либо осуществляется без обязательной лицензии, то она может подпадать под статью 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконная предпринимательская деятельность».

Законом вносятся изменения в Гражданский кодекс, которые позволят предусмотреть возможность для граждан осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом точный перечень видов деятельности будет определяться Правительством, - сообщил Павел Крашенинников.

Принятые изменения являются правовой основной для исполнения поручения Президента России об исключении любой возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством и позволят внести необходимые для этого изменения в другие законодательные акты РФ (такие, как закон о занятости, о государственной регистрации юридических лиц, Налоговый кодекс и др.).

Такие меры позволят сделать деятельность миллионов самозанятых граждан нашей страны законной, без необходимости сбора и подачи множества различных документов, дадут возможность им «выйти из тени» и не считаться нарушителем или преступником, - заявил Павел Крашенинников.


http://komitet2-10.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/4689491

14 Июля 2017 Роспотребнадзор предложил отказаться от плановых проверок бизнеса
1
Роспотребнадзор предлагает отказаться от проведения плановых проверок бизнеса уже в следующем году.

Как сообщили "РГ" в ведомстве, сегодня надзор в сфере защиты прав потребителей охватывает практически все виды деятельности хозяйствующих субъектов. Однако плановые проверки, проводящиеся раз в три года строго по графику, не дают особых результатов. Бизнесмены заранее знают, что к ним придут проверяющие, и стараются устранить нарушения. Но как только проверка уходит, они продолжают работать, как работали. Особенно это было заметно по сфере торговли и общественного питания: к проверке наведут порядок в магазине или кафе, а после снова начинают и обвешивать, и хамить, и не слишком усердствовать с уборкой, и продукты просроченные продавать.

Именно поэтому Роспотребнадзор стал уделять внимание больше внеплановым проверкам, которые проводятся по обращением потребителей. И даже добился того, чтобы не уведомлять заранее о своем визите предприятия торговли, общепита и производителей продуктов питания. Ведь по закону даже в неплановой проверке надо уведомлять за 24 часа.

"С февраля 2015 года эффективность внеплановых проверок повысилась - количество выявляемых нарушений на одну такую проверку в торговле или общепите выросло втрое, - сообщила "РГ" глава Роспотребнадзора РФ Анна Попова. - В прошлом году специалисты Роспотребнадзора проверили 57 тысяч производителей пищевых продуктов, организаций общепита и торговых предприятий. По результатам проверок мы забраковали 73 тысячи партий пищевых продуктов - это больше трех тысяч тонн. Суды по нашему представлению приостановили работу почти двух тысяч объектов, допустивших нарушения".

https://rg.ru/2017/07/13/rospotrebnadzor-predlozhil-otkazatsia-ot-planovyh-proverok-biznesa.html

13 Июля 2017 Закон, расширяющий круг субъектов среднего бизнеса, принят Госдумой
Госдума приняла в третьем чтении закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".  

Законодательством установлен ряд критериев для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе это среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год и доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. К микропредприятиям относятся юрлица и индивидуальные предприниматели с численностью работников до 15 человек и с годовым доходом до 120 миллионов рублей, малые предприятия - численность до 100 человек и годовой доход до 800 миллионов рублей, средние предприятия - численность от 101 до 250 человек, годовой доход от 800 миллионов рублей до 2 миллиардов рублей.

Вместе с тем в настоящее время показатели деятельности отдельных предприятий  в отдельных отраслях производства и оказания услуг в силу технологических особенностей и высокой доли ручного труда превышают установленные предельные значения прежде всего по числу занятых. В то же время такие предприятия могут  создавать рабочие места для большого числа граждан, но генерировать выручку в меньшем объёме: при соответствии предельному  значению по размеру годового дохода до 2 миллиардов рублей они превышают предельные значения, установленные для числа занятых, иногда,  в полтора - два раза. Это характерно для текстильной и лёгкой промышленности.                                                                            

Законом предусмотрено, что к субъектам среднего предпринимательства могут быть отнесены юридические лица, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность, отнесённую по ОКВЭД к лёгкой промышленности (это три класса - класс 13 "Производство текстильных изделий", класс 14 "Производство одежды" и класс 15 "Производство кожи и изделий из кожи"), и среднесписочная численность работников которых может превышать 250 человек, но не превышать значения, которое будет устанавливаться Правительством РФ для целей отнесения таких юридических лиц к средним предприятиям.

В законе также указано, что деятельность, относящаяся к лёгкой промышленности, будет признаваться основной при условии, что доля доходов, которые предприятие будет получать от соответствующего вида деятельности, составит более 70 процентов в общем объёме доходов юридического лица.

Кроме того, предусмотрено, что сведения о предприятиях, соответствующих устанавливаемым критериям, включаются в отдельный перечень и передаются Минпромторгом, который отвечает за развитие лёгкой промышленности, в Федеральную налоговую службу для целей их дальнейшего включения в единый  реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, будет создана возможность для увеличения числа субъектов среднего предпринимательства, на которые будут распространяться меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в рамках госпрограмм.  По данным Минэкономразвития, в случае принятия федерального закона число субъектов среднего предпринимательства увеличится на сто сорок восемь единиц. Это значительное число   для отечественных предприятий лёгкой промышленности, на которые пока невозможно распространить меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.  

http://komitet2-7.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/4416998

12 Июля 2017 Определение правового статуса самозанятых граждан
Сегодня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 87981-7 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (об уточнении условий осуществления предпринимательской деятельности).

Как сообщил один из авторов проекта Председатель Комитета Павел Крашенинников, проект направлен на определение правового статуса самозанятых граждан, в том числе, в целях исключения возможности признания их деятельности незаконным предпринимательством.

К самозанятым гражданам принято относить лиц, оказывающих некоторые виды услуг физическим лицам, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это могут быть услуги няни, сиделки, репетитора, бытовые услуги, услуги водителя, фотографа, переводчика и другие.

Сейчас Гражданским кодексом предусмотрено, что осуществлять деятельность в целях получения прибыли могут только юридические лица или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. То есть и репетитор, и нянечка, и частный извозчик, при наличии других признаков предпринимательской деятельности (самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли) обязаны регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет за собой выполнение различных требований законодательства, - пояснил Павел Крашенинников.

Кроме того, если такая деятельность не зарегистрирована должным образом, либо осуществляется без обязательной лицензии, то она может подпадать под статью 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконная предпринимательская деятельность».

Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский кодекс, которые позволят предусмотреть возможность для граждан осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом точный перечень видов деятельности будет определяться Правительством, - сообщил Павел Крашенинников.

Принятие законопроекта станет правовой основной для исполнения поручения Президента РФ об исключении любой возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством и позволит внести необходимые для этого изменения в другие законодательные акты РФ (такие, как закон о занятости, о государственной регистрации юридических лиц, Налоговый кодекс и др.).

Предлагаемые изменения позволят сделать деятельность миллионов самозанятых граждан нашей страны законной, без необходимости сбора и подачи множества различных документов, дадут возможность им «выйти из тени» и не считаться нарушителем или преступником, - заявил Павел Крашенинников.

http://komitet2-10.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/4224868

11 Июля 2017 Бизнес в моде

Следующий год станет Годом предпринимательства. Об этом "РГ" сообщили в Минэкономразвития. Проект указа уже согласован с заинтересованными ведомствами и направлен в Минюст, рассказала помощник министра экономики Елена Лашкина.

"После получения заключения он будет направлен в правительство, - добавила она. - Перечень мероприятий, которые войдут (в Год предпринимательства. - Прим. ред.), сейчас прорабатывается. К сентябрю он будет подготовлен".

Когда объявляется тот или иной год, к теме приковывается повышенное внимание. Составляются специальные планы правительства в рамках празднования того или иного события. Чего ожидает от Года предпринимательства бизнес-сообщество, "РГ" рассказал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов: "Мы надеемся на большее количество мероприятий: встреч с руководством, форумов, возможностей для развития b2b площадок. Но самое главное, мы надеемся на изменение общего делового климата. Может быть, именно в этом году произойдет некий перелом тенденции, когда на одно решение в пользу бизнеса реализуется два решения против".

Риски вперед

Прежде всего это снижение рисков для бизнеса: судебная реформа, контрольно-надзорная деятельность, уголовное преследование, подчеркнул бизнес-омбудсмен. "Еще один важный, если не важнейший момент - снижение издержек для бизнеса, повышение доходности, увеличение возвратности на вложенный капитал. Именно тарифы, высокие ставки по кредитам, возрастающая налоговая нагрузка практически "убили" в большинстве секторов сам смысл бизнеса: если он не приносит прибыль, то зачем он нужен? - вопрошает Борис Титов. - На этот год и я, и весь Институт уполномоченных возлагаем большие надежды".

Хотя указ еще не подписан, бизнес уже замер в ожидании. Кто-то ждет списания долгов, кто-то экономической амнистии, но главное, что всех интересует, - взаимодействие с контролерами.


"Предпринимателям необходима помощь там, где сами они зачастую оказываются бессильными: речь идет об их взаимоотношениях с правоохранительными и налоговыми органами. Так, если в глазах первых подавляющее количество бизнесменов являются мошенниками, то в глазах вторых - недобросовестными плательщиками налогов и сборов. И суд, как показывает практика, как правило, предпринимателям не помощник. Сложно бороться с органами, наделенными властными полномочиями. А результат один из двух: ты либо уплачиваешь огромный штраф, либо отправляешься в места лишения свободы. И в том, и другом случае бизнес терпит колоссальные убытки, а иногда и вовсе разоряется. Так что амнистия по экономическим преступлениям и списание задолженности по налогам и сборам были бы одними из самых эффективных мер со сторон государства по отношению к российским бизнесменам", - отмечает Алексей Онищенко, советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России.

Предупреждение, не штраф

"Главная задача бизнеса получить условия не хуже, чем те, которые их коллеги имеют в странах-конкурентах. Тогда здесь бизнес будет активно развиваться, по крайней мере не медленней, чем в других странах. Сейчас таких условий нет, - говорит сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. - Бизнес всегда исходит из триады "Удобно-выгодно-безопасно". Удобно - проверки и другие элементы взаимодействия с властью должны быть комфортными, редкими, например. Вместо штрафов должны быть предупреждения. Вместо преследования по уголовным статьям "с ходу" должны быть спокойные разбирательства. Безопасно - бизнес должен развиваться без угрозы, что его отберут. Это означает, что должна быть нормальная конкуренция между частным и госсектором без преимуществ для государственного. И если частный бизнес развивается эффективно, то это не должно быть предметом атаки со стороны того или иного госоргана. Выгодно - уровень налогов и уровень тарифов естественных монополий должен быть ниже, чем в странах-конкурентах".

Пора снимать кино

Несмотря на возросший интерес государства к бизнесу, популярность его в народе остается крайне низкой. Как ранее заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов, отсутствует в России мода на предпринимателей.

Популярность малого бизнеса в народе остается низкой, несмотря на возросший 
интерес к нему государства
Правда, у бизнес-сообщества уже есть готовый рецепт. Для этого нужно решить три проблемы, убежден Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ. Во-первых, образовательную. "Мы должны учиться предпринимательству. Думать, что любой человек, который захотел стать предпринимателем, способен им стать, это все-таки наивно. Потому что это дело непростое, - полагает Катырин, - кроме знаний нужна моральная готовность. Человек круглые сутки думает о своем деле, у него нет заместителей, юристов и экономистов. Человека надо морально готовить к тому, что это непросто".

Во-вторых, нужно максимально упростить ведение бизнеса. "Это касается контрольно-надзорных функций, отчетности и многих других вещей, - отмечает Катырин. - Только одна налоговая служба сегодня дала возможность вообще все делать из Личного кабинета". На общение и документооборот с остальными ведомствами, по мнению главы ТПП, уходит очень много времени.

"Нормативная база огромная, ее не могут освоить даже крупные предприятия. Все законы и подзаконные акты надо знать, чтобы на них адекватно отвечать и выполнять то, что там написано", - говорит Катырин. Надо соблюсти принцип: один входящий документ, два устаревших нормативных акта отменить, уверен он.


Третья проблема - популяризация. "Средства массовой информации должны освещать не только "жареные" факты, надо рассказывать о позитиве, чтобы не страшилки постоянно шли о том, как плохо бизнесу и как все тяжело, - заявляет Катырин. - СМИ должны быть нацелены на то, что бизнес - это нелегкий труд, и относиться к предпринимателям надо с уважением. Ведь они много делают, и экономику двигают, рабочие места создают и много социальных продуктов".

По мнению Александра Калинина, президента "ОПОРы России", все предпринимательские бизнес-объединения говорят, что сегодня это главный вопрос. "Регуляторику хорошую создали для тех, кто начинает. Но нужно, чтобы в этот сектор пришли миллионы. А для этого нужно, чтобы был госзаказ на популяризацию предпринимательской деятельности, - поясняет он. - Если общественное мнение в отношении бизнеса кардинально улучшится, на него отреагирует власть. На реакцию власти автоматически отрегаируют силовые контрольно-надзорные структуры. И так мы общий инвестиционный и деловой климат в стране выводим в совершенно другую плоскость".

Александр Калинин уверен, что об успешных предпринимателях должна знать страна. "Они должны себя чувствовать героями, - говорит он. - И тогда в этот сектор придут миллионы. У нас шесть миллионов предприятий микробизнеса и малого бизнеса. Если туда придут еще миллионы, каждый человек приносит с собой деньги, пусть небольшие, но в массе это обернется сотнями миллиардов прямых инвестиций".

Калинин напомнил про госпрограммы по развитию киноиндустрии. "Многие фильмы создаются с господдержкой. Давайте создадим федеральную целевую программу по популяризации предпринимательской деятельности. Это госзаказ на создание фильмов, шоу. В СССР нужны были летчики, снимались фильмы про летчиков, сегодня стране нужны предприниматели, значит, нужно про них снимать фильмы", - резюмировал он.


https://rg.ru/2017/07/10/chto-zhdet-rossijskoe-biznes-soobshchestvo-ot-goda-predprinimatelstva.html