Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
Консультации по ТФБ Стать членом Союзa «ТПП РТ»
  • +7 843 264-62-07  приемная
  • +7 843 236-99-00  орг. отдел
  • +7 843 238-61-04  "горячая линия"
    правового центра

Новости


20 Ноября 2017 Российский экспорт вырастет в онлайн
Выходит на финишную прямую обсуждение очень важного раздела Стратегии развития торговли в РФ до 2025 года - "Развитие электронной торговли".
В 2000-е годы начался бурный рост числа электронных торговых площадок. И это понятно. Они связывают между собой равных ("peer-to-peer") участников бизнес-процесса, создавая своеобразную сеть, условия для беспрепятственной международной торговли. Электронные торговые площадки являются примером двусторонних или даже многосторонних рынков, которые обслуживают как поставщиков, предлагающих товары и услуги, так и потребителей, которым они нужны.

Электронные торговые площадки делают рынок более прозрачным, а ценообразование - честным. Различие между оптовыми и розничными рынками становится менее строгим. Ключевое преимущество платформ электронной коммерции - возможность выхода на новые рынки при более низких транзакционных издержках, что приводит к постепенному увеличению объемов продаж (примерно на 5-10 процентов). При этом барьеры для входа на рынок среднего, малого и даже микробизнеса становятся более низкими. Платформы также обеспечивают недорогой канал для сбора отзывов клиентов.

И неудивительно, что во всех странах есть свои меры поддержки электронной коммерции. С ростом онлайн-платформ возникли вопросы регулирования защиты прав потребителей, налогообложения, конкуренции и конфиденциальности. И здесь важно не столько зарегулировать этот рынок с точки зрения права, сколько принять нормы, которые будут работать на развитие. А здесь ключевыми составляющими являются создание доверия для пользователей и потребителей, установление основных правил для цифрового рынка, укрепление информационной инфраструктуры.

При этом доверие - важнейший элемент для развития этого рынка. В 1999 году ОЭСР была принята единственная в своем роде рекомендация по защите прав потребителей в электронной коммерции. Сегодня - это международный стандарт. И более успешными предприятиями будут те, которые демонстрируют большую озабоченность по укреплению доверия потребителей. Это предполагает разработку правительством в диалоге с бизнесом и потребителями законодательных изменений, направленных на защиту наиболее уязвимых участников электронной коммерции.

Но ряд мер может быть принят самим бизнес-сообществом, в частности площадки, которые выполняют функции "отбора" лучших компаний и лучшей продукции для клиентов. Бизнес-сообщество может определить перечень дополнительных мер, направленных на обеспечение защиты потребителей за счет предоставления более широкого перечня информации о продавце, товаре, способе оплаты, выработать требования к саморегулированию. Например, в 2015 г. в Германии три онлайн-платформы подписали Кодекс поведения при поддержке Немецкой ассоциации краудсорсинга. В этом году участниками Кодекса являются уже восемь платформ.

https://rg.ru/2017/11/15/rossijskij-eksport-vyrastet-v-onlajn.html

7 Ноября 2017 На форуме в Оренбуржье представили портал Бизнес-навигатора МСП

В рамках VII Международного форума "Оренбуржье - сердце Евразии" прошла презентация портала Бизнес-навигатора, запущенного Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП).

30 Октября 2017 А. Тихомиров: Принцип «одного окна» станет эффективней
Многофункциональные центры (МФЦ) по одному запросу смогут оказывать сразу несколько государственных и муниципальных услуг, сообщает РО Партии «Единая Россия» в ЕАО с ссылкой на сайт Законодательного Собрания ЕАО
Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона, который позволит получать в многофункциональных центрах сразу несколько государственных и муниципальных услуг на основании одного комплексного запроса. Это поможет максимально эффективно реализовать так называемый принцип одного окна и сэкономит время, потраченное людьми на оформление документов в МФЦ, считает представитель ЕАО в нижней палате российского парламента Анатолий Тихомиров.

«Существует масса ситуаций, когда гражданину в одно время нужно получить сразу несколько государственных услуг. Например, при покупке недвижимости или  получении свидетельства о рождении ребенка и последующего за этим оформления материнского капитала. Сейчас человеку приходится писать отдельное заявление по каждой услуге. Законопроект позволит сотрудникам многофункциональных центров формировать на основании комплексного запроса необходимый пакет документов и передавать их заявителю. Таким образом, МФЦ смогут более полно реализовать принцип одного окна», — отметил Анатолий Тихомиров.

Депутат также сообщил, что Государственная Дума приняла в первом чтении еще ряд поправок, расширяющих возможности многофункциональных центров. Например, предлагается позволить МФЦ оказывать гражданам услуги по регистрации рождения и смерти. При этом органы ЗАГС свои функции сохранят.

http://eao.er.ru/news/2017/10/27/tihomirov-princip-odnogo-okna-stanet-effektivnej/

30 Октября 2017 Бизнес оценил новый Таможенный кодекс ЕАЭС и нашел в нем недостатки
Бизнес вскоре столкнется со "слабыми местами" нового Таможенного кодекса ЕАЭС, которые неизбежно приведут к спорам и судебным разбирательствам, считает Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Об этом он заявил в Бишкеке на заседании Консультативного совета ТПП государств-членов Евразийского экономического союза.

Кабмин одобрил гармонизацию финансового законодательства ЕАЭС
"В тексте Кодекса очень сложно разобраться даже специалистам в сфере таможенного дела, - сказал Сергей Катырин. - Документ содержит около 300 отсылочных норм на национальное законодательство и предусматривает урегулирование порядка 100 вопросов решениями Евразийской экономической комиссии, 25 из которых станут обязательными одновременно с Кодексом. Это неизбежно приведет к различному толкованию норм и, следовательно, к спорам и судебным разбирательствам".

Сложный юридический документ объемом почти 1200 страниц, состоящий из 465 статей и включающий 3 приложения, вступит в силу 1 января 2018 года, если предусмотренные на ратификацию документа сроки будут соблюдены всеми сторонами.

После этого надо немедленно заняться мониторингом правоприменения и Кодекса, и других правовых актов Союза в таможенной сфере, подготовить предложения для совершенствования таможенного законодательства ЕАЭС, предлагает Сергей Катырин.

"Просчеты любого законодательного акта выявляются в ходе правоприменительной практики, поэтому о недостатках Кодекса предметно можно будет говорить, как минимум, через полгода после его вступления в силу, то есть где-то в середине лета 2018 года", - отметил Сергей Катырин. Консультативный совет поддержал предложение главы российской палаты.


Отвечая на вопрос о положительных сторонах Таможенного кодекса, Сергей Катырин заявил: "Безусловно, к преимуществам нового Кодекса относится, в частности, автоматизация процессов таможенного декларирования, то есть подача таможенной декларации в электронном виде; автоматический выпуск и существенное сокращение времени на выпуск товаров; усовершенствование института уполномоченных экономических операторов, а также принцип однократности предоставления документов и сведений".

https://rg.ru/2017/10/27/biznes-ocenil-novyj-tamozhennyj-kodeks-eaes-i-nashel-v-nem-nedostatki.html

26 Октября 2017 Подготовлены поправки, стимулирующие раздельный сбор мусора
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды под председательством Владимира Бурматова подготовил поправки в законопроект № 22886-7 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Поправки стимулируют раздельный сбор мусора, а также обязывают учитывать мнение граждан при определении территориальных схем размещения отходов и ужесточают механизм использования средств экологического сбора.

В соответствии с предлагаемыми изменениями, авторами которых стали члены Комитета, региональные власти при формировании территориальных схем размещения отходов теперь обязаны будут учитывать мнение граждан. Ранее отсутствие этой нормы вызывало многочисленные скандалы и протесты жителей против предлагаемых территориальных схем размещения отходов, а также факты их оспаривания в судах. Отныне позиция горожан, высказанная на публичных слушаниях, будет учитываться, как и позиция муниципалитетов, которые ранее также были отстранены от влияния на формирование территориальных схем размещения отходов, а после принятия поправок смогут участвовать в этом процессе, определяя места накопления отходов и ведя реестр этих мест.

Кроме того, по словам председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, поправки вводят стимулы для структур бизнеса по раздельному сбору мусора.

«Это было прямое поручение Президента. До сих пор крупные компании, торговые сети, бизнес-структуры обязаны были получать лицензию на то, чтобы просто установить контейнеры для раздельного накопления отходов. Это была избыточная норма, которая очень тормозила весь процесс. В итоге международные торговые сети, организующие раздельный сбор мусора, во всех странах, в России сталкивались с серьезными трудностями. Сейчас мы эти трудности устраняем, разводя понятия «сбор» и «накопление». При этом «накопление» становится нелицензируемым видом деятельности, что развяжет руки бизнесу и гражданам в развитии и распространении практики раздельного сбора мусора», - заявил В.Бурматов.

Также предложенные Комитетом поправки ужесточили требования к расходованию средств экологического сбора. «Раньше средства экологического сбора можно было потратить практически на что угодно, например, - на покрытие средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами. На наш взгляд, это девальвировало саму идею экологического сбора. Поэтому мы предложили, чтобы расходование этих средств было целевым – исключительно на обработку и утилизацию отходов», - отметил Владимир Бурматов.

Соавторами поправок выступили депутаты – члены Комитета по экологии В.Бурматов, В.Панов, Н.Валуев, А.Клыканов, С.Боярский.


http://www.duma.gov.ru/news/273/2115935/

23 Октября 2017 В сети не найти


Но не потому, что бизнесмены не понимают пользы Интернета - он им просто не нужен, выяснила "Российская газета". Из 5060 сайтов малого бизнеса 63 процента являются неадаптивными, то есть их страницы некорректно отображаются на экранах мобильных устройств. Кроме этого 44 процента интернет-ресурсов не имеют форм обратной связи и контактов, расположенных на видном месте, а 5 процентов до сих пор используют flash-элементы. Но не все предприниматели понимают, зачем им необходимо присутствие в Интернете. Самыми прогрессивными оказались малые предприятия, занимающиеся ремонтом и логистикой: адаптивными являются соответственно 65 и 45 процентов сайтов компаний. Высокий процент в этой сфере понятен, объясняет эксперт uKit Group Алексей Попов. "Предложений много, а искать специалистов теперь можно с помощью смартфонов, стоя в очереди на обед или во время поездки в метро, так что нужно использовать все возможные способы продвижения. К тому же в последние пять лет запустилось сразу несколько агрегаторов по поиску специалистов для ремонта, и те мастера, которые начинали продвижение в онлайне, работая на этих платформах, изначально сталкивались с более свежими технологиями для своих сайтов", - считает он.

Интересно, что на этом фоне 75,3 процента владельцев сайтов довольны своими ресурсами.

Вполне возможно, что для большинства представителей малого и среднего бизнеса сайт компании в Интернете лишь дань моде, в определенной степени сайт-визитка, к которому не предъявляются высокие требования. Частные компании не враги сами себе и они используют такие каналы коммуникации, которые для них наиболее удобны и эффективны, объясняет Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС.

40 процентов владельцев сайтов в малом бизнесе не понимают, зачем они им нужны
"Наверное, если бы у них был большой финансовый ресурс, то они бы делали прекрасные сайты с нормально структурированным содержанием, с обратной связью, с другими элементами. Но это стоит серьезных денег. При этом сейчас соцсети позволяют без серьезных инвестиций иметь такие каналы связи. В результате мы и видим факт - компаниям малого бизнеса сайт в сети Интернет по сути не особо и нужен", - резюмирует эксперт.

https://rg.ru/2017/10/18/malyj-biznes-ne-stremitsia-v-internet.html

18 Октября 2017 Не продаются
Сегодня тренды на рынке таковы, что заказчики предпочитают найти технологию за рубежом, нежели покупать у российских разработчиков. И это не столько вопрос доверия, сколько проблема неспособности наших ученых, университетов, программистов представить свою наработку в виде рыночного продукта.

Директор по развитию Союза организаций бизнес-ангелов Луиза Александрова в рамках петербургского инновационного форума рассказала, что сегодня многие сильные разработки не могут попасть на рынок, а инвесторы не готовы вкладываться в них.

Фото: Александр Корольков/ РГ
Медведев утвердил создание в Петербурге аналога "Сколково"
Все потому, что у нас пытаются продать уже готовый продукт, хотя гораздо проще создать интеллектуальную собственность и продать на нее лицензию. Второй путь оптимален для российских разработчиков, которые часто настолько увлечены своим делом, что вообще игнорируют вопросы дальнейшей продажи, они не любят коммерцию. Но для трансфера технологий важно все же "упаковать" разработку как дорогую интеллектуальную собственность.

Директор по развитию ассоциации брокеров инноваций и технологий Юрий Федоткин рассказал, что весь бизнес, который заинтересован в стартапах, понимает, что эти стартапы должны быть восьмого-девятого уровня технологической готовности. Университеты дают от силы прототип третьей-четвертой степени. В университетской среде, в НИИ нет специалистов, отвечающих за добавление проекту бизнес-компетенции.

По словам Федоткина, коммерциализировать разработку можно тремя путями. Первая модель - стартап. Если создал девайс и ПО к нему, можно быстро выйти на рынок. Это и подходит больше всего для IT-сектора. Как только начинаются продажи, важно интегрировать свой проект в существующую отрасль. Например, в фармацевтике разрабатываются молекулы, которые служат базой для создания лекарств. Эти молекулы зачастую продаются "биг фарме", крупным концернам на начальном этапе. Самостоятельно раскрутить и довести лекарство до рынка с окупаемостью, оправдывающей все вложения в исследования, небольшой компании практически невозможно.

Бизнесу дадут стимулы для работы со стартапами
Рабочие места будут создаваться за счет стартапов
Зарубежные продажи российского софта в 2017 году составят $8,6 млрд
По словам руководителя проектного офиса "НейроНет" Виталия Зубченко, в России рождаются технологии, но их не умеют доводить до стадии ОКР, а тем более коммерциализировать. Сильный индустриальный партнер, крупный игрок действительно необходим. Только при наличии такого партнера, готового выводить разработку хотя бы на локальный рынок, есть шанс получить серьезный грант.

Юрист Максим Али, специалист по интеллектуальной собст-венности в IT-сфере, считает, что наши разработки не продаются еще и по причине игнорирования надлежащего юридического оформления на объект интеллектуальной собственности.

В России же проблема в том, что компании и люди привыкли работать по договоренности. Поэтому, как только продукт оказывается коммерчески интересен, возникает множество внутрикорпоративных конфликтов и судов, где коллеги выясняют, кому какая доля принадлежит и кто больше вложил. Этого можно избежать, составив небольшое соглашение о правах на первом этапе работы.

У наших компаний-разработчиков нет и четкой стратегии защиты интеллектуальных прав. Они прибегают к юристу и составляют патент, но соотносить юридические цели с бизнес-задачами не могут.

- При выходе на международный рынок надо понимать, что все патенты имеют ограниченный срок. Еще, запатентовав что-то в России, вы не защищены от конкурентов в Китае и так далее, - пояснил он. - Надо быть готовым поддерживать патент в силе и нести за это расходы. Иногда проще хранить разработку как коммерческую тайну, так как патент делает вашу информацию доступной. Еще у нас в стране забывают, что интеллектуальная собственность создается не компаниями, а людьми. Личные права разработчика в рамках компании тоже надо прописывать в договоре. Это проблема особенно актуальна в НИИ и компаниях, вышедших из советской модели, где трудовые договоры не имели такого пункта. В итоге все, что разработано в институте, автор может забрать с собой и создать свою компанию, если не оформить все правильно.

Какие регионы признали самыми инновационными в России
На "Иннопроме" рассказали о новых инновационных продуктах
Представители из России попали в топ-100 самых инновационных компаний
Интересы бизнеса и науки часто противоречат друг другу. Например, от НИИ требуются публикации в международных изданиях. Ученые с радостью расскажут о своих разработках, в итоге, когда дело подходит к стадии коммерциализации, защищать юридически уже и нечего - вся информация ушла либо через научную статью, либо через патент.

По мнению Александровой, поэтому рядом с учеными всегда должны быть люди, мыслящие категориями бизнеса, которые вовремя предостерегут их от щедрого разглашения. Решение должно оставаться за тем, кто в итоге собрался на этом заработать.

По словам Федоткина, наши разработчики забывают, что патенты нужны не чтобы рассказать всему миру о разработке, а чтобы защитить ее в суде в случае чего. Есть международная практика "патентных троллей" - когда целые агентства строят бизнес на атаке другой компании

патентными спорами. Берут ее технологию, описывают то же самое другими словами и заматывают конкурента судами. Выигрывает обычно тот, у кого больше денег на суды.

- Как можно говорить о коммерциализации огромных "научных наделов" наших университетов, когда в большинстве из них не предусмотрено бюджетов на защиту интеллектуальной собственности? - подытожила Александрова. - Если у научной разработки нет должной защиты, то нет смысла тратить время на поиск инвестора. Слишком большие риски, что похожую идею выведут на рынок другие и снимут сливки с уже подготовленного рынка.


https://rg.ru/2017/10/17/reg-szfo/pochemu-rossijskim-innovaciiam-trudno-vyjti-na-rynok.html

17 Октября 2017 Снова ниже нуля
В сентябре промышленность продемонстрировала минимальные темпы роста в годовом выражении с марта 2017 года, а выпуск в добыче просел впервые с декабря 2015 года, свидетельствуют данные Росстата. Хотя основные причины такой динамики кроются в календарном эффекте и высоких прошлогодних показателях добывающей отрасли, с учетом сезонности и календарности статистики фиксируют снижение среднемесячных темпов роста промпроизводства с плюс 0,2% во втором квартале до минус 0,4% в третьем квартале 2017 года.

Свежая порция статистики Росстата о состоянии промышленного производства фиксирует заметное замедление роста выпуска. В годовом выражении его темпы снизились до 0,9% по сравнению с 1,5% в августе. Хотя это можно было предполагать по опережающим индикаторам ИЭП им. Егора Гайдара и самого Росстата, консенсус-прогноз аналитиков, составляемый агентством «Интерфакс», предполагал ускорение роста промпроизводства до 1,7% в сентябре. В результате в январе—сентябре выпуск увеличился на 1,8% против 1,9% в январе—августе при прогнозе Минэкономики на 2017 год в 2%.

Основные причины такой динамики — календарный эффект (в сентябре 2017 года было на один рабочий день меньше, чем год назад) и слабые результаты в добыче, где в сентябре зарегистрирована отрицательная стагнация в 0,1%. В том числе это обусловлено высокими показателями прошлого года перед вступлением в силу ограничений ОПЕК на добычу нефти (в сентябре 2017 года год к году она снизилась на 2,6%). Рост добычи газа также замедлился после двузначных темпов роста в начале года — в том числе на фоне нормализации погодных условий в Европе, объясняли снижение выпуска в сентябре в Минэкономики. Вместе с этим просели водоснабжение и утилизация отходов — на 3,6% в сентябре (в августе спад составил 3,4%) и обеспечение электроэнергией, газом и паром — на 0,1% после роста на 0,3% в августе.

Каким для промышленности стал последний летний месяц
Каким для промышленности стал последний летний месяц
В обработке темпы роста, напротив, ускорились до 1,1% с 0,7% в августе — но объясняется это провалом отрасли в сентябре 2016 года (минус 1,5%). В Минэкономики в этом, впрочем, видят подтверждение «тенденции к устойчивому росту несырьевого комплекса». Быстрее всего, по данным статистиков, увеличивался выпуск в пищевой промышленности и производстве потребительских товаров и стройматериалов.

Оценка Росстата динамики промпроизводства с устранением сезонных и календарных эффектов фиксирует снижение выпуска за сентябрь на 0,4% против роста на 0,5% за август. При этом среднемесячные темпы роста, с учетом сезонности, после 0,2% в первом и 0,6% во втором кварталах, в третьем квартале стали отрицательными — минус 0,4%. Владимир Сальников из ЦМАКП полагает, что волатильность в оценках Росстата связана с недостаточным учетом статистиками календарного эффекта, отмечая что «промышленность не выходит за рамки стагнационной динамики». Схожего мнения придерживается и Георгий Остапкович из Высшей школы экономики, предполагая, что стагнация может затянуться на два-три года. Сергей Цухло из ИЭП им. Егора Гайдара в свою очередь замечает, что на фоне ухудшения ожиданий спроса производственные планы в обработке «могут развернуться вспять уже в октябре, и фактический конец года окажется не таким позитивным, как ожидается».

Алексей Шаповалов
Минфин продолжит «выкуп» оборонной отрасли в конце 2017 года
Динамика промышленного производства в 2018 году получит дополнительную поддержку, хотя и не столь существенную, как в начале 2017 года. Как заявил вчера на заседании бюджетного комитета Госдумы министр финансов Антон Силуанов, в рамках правки бюджета на 2017 год Минфин внесет предложение об увеличении расходов по статьям «оборона и безопасность» на 200 млрд руб.— речь идет о повторении в конце этого года операции по «выкупу» исполнителей гособоронзаказа в меньших масштабах. Напомним, проблема с компаниями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) возникла в 2014–2015 годах из-за непоследовательной политики правительства, в силу которой в ожидании обещанных решений о крупных госрасходах компании ОПК активно кредитовались в банках — как государственных, так и частных. В конце 2016 года Минфин в рамках правки текущего бюджета предоставил получателям средств по гособоронзаказу и смежным секторам немногим менее 1 трлн руб., в основном в виде авансовых платежей по долгосрочным контрактам, эти деньги в виде экономии госрасходов должны были уменьшить траты Минфина из Резервного фонда. Ситуация 2017 года аналогична: Минфин будет к концу года иметь не менее 125 млрд руб. свободных средств от нефтегазовых поступлений и 148 млрд руб. экономии госрасходов. В 2017 году делеверидж ОПК существенно поддержал выпуск в машиностроении, в 2018 году этот эффект также ожидается, но будет существенно слабее. Кроме этого, Минфин предлагает потратить в конце 2017 года 16 млрд руб. на докапитализацию Фонда развития промышленности и 20 млрд руб.— Россельхозбанка, 36 млрд руб.— в бюджеты регионов с максимальным ростом сборов налога на прибыль (очевидно, в расчете на новые региональные льготы по нему и компенсацию выпадающих доходов), перераспределить 166 млрд руб. в расходах других министерств. РФПИ при этом, по мнению Минфина, в докапитализации в 2017 году не нуждается.

Дмитрий Бутрин

https://www.kommersant.ru/doc/3440884?from=four_economic

16 Октября 2017 Налог для малого бизнеса решили повысить впервые за три года
С 2018 года власти планируют повысить единый налог на вмененный доход, который зачастую применяется малым бизнесом. Налог, рост которого заморожен уже два года, решили проиндексировать по инфляции

Фото: Владимир Горовых / РИА Новости
Единый налог на вмененный доход в 2018 году увеличится на 3,9%, следует из проекта Минэкономразвития, опубликованного на портале проектов нормативно-правовых актов. Это произойдет за счет повышения соответствующего коэффициента-дефлятора с 1,798 до 1,868. Инфляция по итогам 2017 года составит 3,2%, в 2018-м — 4%, прогнозирует Минэкономразвития.

Повышение в соответствии с инфляцией выглядит справедливым, рассуждает эксперт сервиса для предпринимателей компании «СКБ Контур» Павел Орловский. Рост всего на 4% «не может не радовать», добавляет он.

Режим ЕНВД, который для малых предприятий является альтернативой почти всем налогам, разрешается использовать в нескольких отраслях, в частности в розничной торговле, общественном питании, оказании бытовых услуг и т.д. За налоговую базу берут вмененный доход, который рассчитывается как базовая доходность конкретного вида деятельности, умноженная на число работников или площадь помещения и еще на два коэффициента (этот доход государство «вменяет», то есть он не зависит от фактической доходности конкретного бизнеса). Первый коэффициент — повышающий коэффициент-дефлятор, который и устанавливает Минэкономразвития. Второй — понижающий, его утверждает руководство муниципалитетов. Ставка налога по этому вмененному доходу составляет 15%.

Налог на вмененный доход — один из самых популярных и удачных налоговых режимов для малого бизнеса, отмечает зампред комитета «Опоры России» по налогам Сергей Зеленов. Любое повышение по нему чувствительно, потому что покупательная способность достаточно сильно упала по сравнению с той, что была несколько лет назад, говорит он. Но рост на 4% вполне приемлем как альтернатива отмене режима ЕНВД или сокращению видов деятельности, по отношению к которым он применяется, добавляет эксперт. «Я не думаю, что такое увеличение всерьез повлияет на способность предпринимателей выплачивать этот налог», — констатирует он. Пополнения от ЕНВД будут ощутимы для местных бюджетов, полагает Зеленов.

ЕНВД зачисляется в бюджеты муниципалитетов. В январе—сентябре 2017 года, по данным Федерального казначейства, доходы от этого налога составили 51,2 млрд руб. На режиме ЕНВД работают 2,03 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (отчет ФНС на начало 2017 года). Их число при этом сокращается — еще годом ранее ЕНВД предпочитали 2,09 млн малых предприятий и ИП.

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД, который ранее стабильно рос каждый год, был впервые заморожен при подготовке бюджета на 2016 год. Тогда его изначально планировали повысить на 16%, но решение пересмотрели: глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров внес законопроект о заморозке, отметив, что запланированный рост значительно превышает прогноз по инфляции. Затем с ним согласился и Минфин с Минэкономразвития — коэффициент оставили на прежнем уровне, что позволило сократить нагрузку на бизнес по ЕНВД на 14 млрд руб.

Похожим образом развивались события и в прошлом году. Тогда Минфин разработал предложение по росту дефлятора на 5,2%: это означало бы, что в 2017 году малый бизнес заплатит в бюджет на 4 млрд руб. больше, говорил в интервью Reuters Алексей Улюкаев, в то время занимавший пост министра экономического развития: «И никаких обоснований. То есть предлагается, чтобы заплатили больше, при этом непонятно, останутся ли плательщики этого налога в белом секторе или уйдут в тень?» Но у премьер-министра Дмитрия Медведева все-таки договорились о том, чтобы оставить ЕНВД на прежнем уровне, объяснял Улюкаев. Таким образом, заморозка продлилась еще на один год.

В какой-то мере рост ЕНВД скажется на микробизнесе, но не стоит ждать волны массовых протестов предпринимателей, рассуждает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Такое медленное повышение связано в том числе и с грядущими выборами президента, добавляет он: «Никто не будет создавать точки социального напряжения, в том числе в бизнес-среде». Но после выборов налоги вырастут сильнее, считает Миронов.

Минфин не ответил на запрос РБК. Представитель Минэкономразвития сообщил, что дефлятор рассчитан в соответствии с Налоговым кодексом (он предусматривает индексацию коэффициента по инфляции в предшествующем году). РБК направил вопросы главе бюджетного комитета Макарову, но не получил ответа.

Другие налоги

Минэкономразвития предлагает изменить коэффициенты-дефляторы не только применительно к ЕНВД, но и в отношении других налоговых режимов малого бизнеса — торгового сбора, упрощенной и патентной систем налогообложения. Все они увеличиваются примерно на 4%, отмечает Орловский. Что касается упрощенной системы, нынешнее повышение не повлияет на предельную величину дохода, при которой допускается использование упрощенки, поясняет он. Этот показатель заморожен до 2020 года, напоминает эксперт (112,5 млн руб. за девять месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для перехода на этот режим и 150 млн руб. по итогам года для действующих плательщиков УСН).

Рост по патентной системе влияет на максимальный размер потенциального дохода по патенту, который могут установить региональные власти, говорит Орловский. То есть повышение коэффициента «не равно увеличению стоимости патента», у регионов пока лишь появляется такая возможность, решение остается за властями субъектов, добавляет он. Похожая ситуация и с торговым сбором, который действует в городах федерального значения: Москве, например, придется менять соответствующий закон, чтобы дефлятор повлиял на конечный размер сбора. Впрочем, это маловероятно, полагает Орловский. Совершенствование механизма обложения торговым сбором — одно из главных направлений налоговой политики Москвы в следующую трехлетку, сказано в пояснительной записке к проекту столичного бюджета.
Автор: Антон Фейнберг.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/economics/12/10/2017/59df6db49a7947d4d4c745d1?from=main

13 Октября 2017 В Подмосковье для начинающих ИП объявят налоговые каникулы
Льготный период в некоторых сферах деятельности продлится до 2020 года.

Предприниматели Московской области, зарегистрировавшие свой первый бизнес в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг, получат налоговые каникулы до 31 декабря 2020 года. Соответствующий закон принят в четверг депутатами Мособлдумы.

Как сообщает ТАСС, ссылаясь на и. о. министра экономики и финансов Московской области Елену Мухтиярову, закон предусматривает продление действия пониженной налоговой ставки в размере 10% до 31 декабря 2020 года для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, которые являются приоритетными для Московской области.

По словам чиновника, количество налогоплательщиков, воспользовавшихся пониженной ставкой в размере 10% по упрощенной системе налогообложения, по итогам 2016 года составило 536 человек. Недополученная сумма налога, рассчитанная исходя из налоговой базы, указанной плательщиками, представившими декларации с налоговой ставкой 0% за 2016 год, и соответствующей налоговой ставки в зависимости от объекта налогообложения составила, по экспертной оценке, 77,7 млн рублей.

http://bankir.ru/novosti/20171012/v-podmoskove-dlya-nachinayushchikh-ip-obyavyat-nalogovye-kanikuly-10131490/