Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
Консультации по ТФБ Стать членом Союзa «ТПП РТ»
  • +7 843 264-62-07  приемная
  • +7 843 236-99-00  орг. отдел
  • +7 843 238-61-04  "горячая линия"
    правового центра

Новости


19 Апреля 2018 Из банков в прошлом году забрали на 1 трлн рублей больше, чем считалось
В прошлом году россияне забрали из банков около 1,3 трлн руб., следует из данных, приведенных в отчете Агентства по страхованию вкладов (АСВ) за 2014 г.

За год вклады населения в банках увеличились на 9,4%, до 18,55 трлн руб., но этот рост обеспечила валютная переоценка (курс доллара вырос на 72%, евро – на 52%): без нее, по данным АСВ, банки потеряли 1,5% средств населения.

На самом деле отток был намного больше. «Влияние капитализации процентов в 2014 г. оценивается в 6,1 п. п. роста вкладов», – говорится в отчете агентства. Прирост вкладов за счет накопленных процентов – это не новые деньги для банка, а просто увеличение его обязательств. «Это скорее бухгалтерская процедура», – говорит аналитик S&P Сергей Вороненко.

Если вместе с валютной переоценкой вычесть еще и капитализацию процентов, то реально вкладчики могли забрать 7,6%.

«Даже отток 1,5% вкладов – это катастрофа, учитывая, в каких условиях он происходил: внешние рынки закрыты, а депозиты населения – стратегически важный источник ресурсов для банков», – говорит главный экономист МТС-банка Евгений Надоршин.

Большая часть этих денег пошла на покупку валюты, покупки в конце года и в кубышку. «За прошлый год на руках населения стало на $34 млрд больше наличной иностранной валюты, люди снимали валютные депозиты и перекладывали средства в банковские ячейки. Еще часть средств ушла в пользу потребления», – сказал Надоршин.

За первые девять месяцев население купило $20 млрд валюты, это могло дать приток на депозиты в районе 5–7%, однако эти деньги на депозитах банков не появились, а значит, фактически ушли из системы, говорит Вороненко.

В декабре реальный оборот розничной торговли вырос на максимальные с середины 2012 г. 5,3% (за 2014 г. – на 2,5%), в том числе непродовольственного ритейла – на 10,5%. «Кровавая баня», – характеризовал декабрьскую ситуацию на авторынке президент Renault и Nissan Карлос Гон: люди скупали все машины подряд. Продавцы бытовой техники фиксировали рекорды продаж: рост на 30–70% после трех кварталов стагнации.

https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/24/vkladchiki-zabrali-bolshe-trilliona?from=newsletter-editor-choice&utm_source=newsletter&utm_medium=content&utm_campaign=editor-choice&utm_term=news1

17 Апреля 2018 Участие АСВ как кредитора при банкротствах предлагается ограничить
Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект, направленный на обеспечение справедливого баланса интересов участников дел о банкротстве и принудительной ликвидации кредитных организаций.
Документом предполагается исключить возможность участия Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в качестве кредитора в принятии решений на собраниях кредиторов, в том числе через уполномоченный орган (ФНС России). Как уточняется в пояснительной записке, такой подход «позволит более корректно решить проблему конфликта интересов, возникающего при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией и ее кредитора». Кроме того, отмечают авторы законопроекта, эта мера позволит перераспределить голоса на собраниях кредиторов в пользу наименее защищенной категории кредиторов — кредиторов третьей очереди, включая субъектов малого предпринимательства.

Сейчас АСВ пользуется в деле о банкротстве кредитных организаций тремя привилегиями: первоочередное удовлетворение требований, возможность оказывать влияние на ход ликвидационных процедур посредством принятия решений на собраниях кредиторов и осуществление полномочий органов управления банка.

«Такое положение Агентства противоречит концептуальным основам законодательства о несостоятельности (банкротстве), согласно которым привилегированные кредиторы обладают ограниченными правами и не имеют возможности участвовать в принятии решений в ходе процедур банкротства», — говорится в пояснительной записке. Более того, такой статус АСВ как кредитора предоставляет ему даже больше прав, чем «социальным» категориям кредиторов, например, лицам, здоровью которых был причинен вред, и работникам. Такие кредиторы в настоящее время не обладают правом участвовать в принятии решений на собраниях кредиторов.

Совмещение статуса привилегированного и конкурсного кредитора предоставляет АСВ чрезмерную защиту и вызывает недовольство у вкладчиков и коммерческих кредиторов с незначительным размером требований, не способных оказывать влияние на ход ликвидационных процедур.

http://old.duma.gov.ru/news/273/2263315/

17 Апреля 2018 Корпоративному банкингу дали реальный срок
Согласно новому отчету консалтинговой компании The Boston Consulting Group, в настоящее время потери в прибыли наблюдаются почти у половины корпоративных банков. Исследователи считают, что выжить смогут лишь те, кто проведет комплексную цифровую трансформацию своих операций. Отмечается, что у корпоративных банков есть всего два-три года, чтобы занять свою нишу, пока не сформируется конкурентная среда.

Как следует из отчета The Boston Consulting Group (BCG) под названием «Мировой корпоративный банковский бизнес: как достичь успеха с помощью цифровизации» (Global Corporate Banking 2018: Unlocking Success Through Digital), необходимость цифровизации остро ощущается в сегменте корпоративного банковского бизнеса. Если раньше речь шла в основном применительно к розничному банкингу, то теперь очередь дошла и до корпоративного. Авторы доклада считают, что «топ-менеджерам банков придется сделать сложный выбор: принять срочные меры либо подвергнуть риску жизнеспособность профильного бизнеса». В отчете сообщается, что банкиры уже начинают осознавать, какие задачи им предстоит решить. В ходе проведенного компанией BCG опроса руководителей в корпоративном банковском секторе, подавляющее большинство респондентов (86%) заявило, что цифровизация изменит как конкурентную среду, так и экономику их банков. При этом менее половины (43%) опрошенных сообщили, что у них есть четкая стратегия цифровизации. Лишь 19% считают, что их организации обладают цифровыми возможностями, которые позволяют им лидировать на рынке.

В 2017 году BCG провела сравнительный анализ эффективности в корпоративном банковском бизнесе, в котором оценивались показатели примерно 200 подразделений корпоративного банкинга, предоставляющих услуги малым, средним и крупным компаниям. Анализ показал, что у значительной части банков снижается прибыль, особенно в сегментах среднего и крупного бизнеса. По итогам исследования выяснилось, что размеры прибыли сокращаются в целом у 45% подразделений корпоративного банковского обслуживания по всему миру, хотя показатели и были различными в зависимости от конкретных регионов. В Западной Европе о снижении прибыли сообщили 57% подразделений корпоративного банковского обслуживания, в то время как в Северной Америке этот показатель составил 38%. Отмечается, что почти у половины изученных подразделений корпоративного сегмента доходность капитала опустилась ниже минимального порогового уровня, несмотря на то что макроэкономическая ситуация в целом является благоприятной. Во всех регионах наиболее остро проблема стоит в подразделениях, обслуживающих крупных корпоративных клиентов: здесь средняя доходность до вычета налогов опустилась ниже минимального порогового значения 16%. В Северной Америке и на развивающихся рынках подразделения, оказывающие банковские услуги средним по размеру компаниям, показали значительно более высокие результаты.

Дмитрий Ангаров, партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group, так прокомментировал ситуацию в России: «Сегодня доходность корпоративного бизнеса в России во всех клиентских сегментах находится под давлением. Российским банкам, также как и их иностранным коллегам, достаточно трудно показывать приемлемую норму доходности без радикальных изменений бизнес-модели: классические методы повышения рентабельности бизнеса зачастую уже испробованы». Говоря о том, как именно необходимо проводить цифровизацию операций, господин Ангаров отмечает, что есть два варианта: «Первый путь — трансформация существующей архитектуры, что в зависимости от состояния существующих систем может стать длительным, трудоемким и затратным процессом. Есть также альтернативный сценарий — создание “цифрового” банка в отдельном технологическом контуре, но на балансе основного банка. Преимущества этого подхода с точки зрения скорости очевидны, но в этом случае всегда возникает вопрос интеграции с существующими системами банка».

BCG отмечает, что у корпоративных банков еще есть два-три года, чтобы занять свою нишу, «пока не сформируется конкурентный бизнес-ландшафт, при этом у российских банков есть хорошие шансы добиться успеха». С точки зрения скорости внедрения инноваций отечественные банки не отстают от своих западных коллег, а зачастую в ряде направлений «им приходится быть пионерами, так как иногда учиться бывает негде и не у кого».

Эксперты считают, что цифровизация операций корпоративного банкинга будет наиболее эффективной, если пройдет по следующей схеме. Во-первых, необходимо провести цифровизацию всего взаимодействия клиента и банка, прежде всего связанного с получением финансирования, например сокращение количества дней до выдачи и сокращение частоты взаимодействия с клиентом. Во-вторых, необходимо использовать цифровые инструменты для поддержки продаж, таких как удаленный интерфейс клиентского менеджера, динамическое ценообразование, использование искусственного интеллекта для цифровизации рутинных операций, автоматизированный мониторинг кредитного портфеля на основе оценки рисков. В-третьих, необходимо обратить особое внимание на цифровизацию данных и аналитики. BCG считает, что «банки, которые максимально используют возможности анализа больших данных (big data), получают уникальные конкурентные преимущества как во взаимодействии со своим клиентом, так и в плане возможностей повышения внутренней эффективности. Для этого необходима выстроенная система управления данными, а также адаптированная к новым требованиям ИТ-архитектура. При этом важно пользоваться возможностями партнерств с компаниями, обладающими масштабными клиентскими базами, например с телеком-операторами, крупными розничными сетями, либо с агрегаторами услуг (ГИС ЖКХ)».

Авторы доклада признают, что у каждого корпоративного банка есть свой уникальный путь цифровой трансформации с присущими каждой организации сложностями. Однако банки вполне могут добиться успеха, если их топ-менеджеры осознают необходимость срочной цифровизации и переосмысления архитектуры операций. Для этого «необходимо сделать цифровую трансформацию приоритетной стратегической задачей», а также «переосмыслить операционную модель. При внедрении новых подходов к работе с клиентами, особенно для соблюдения баланса между традиционным и цифровым взаимодействием, банкам необходима такая операционная модель, которая позволит экономически эффективно предоставлять продукты и сервисы через различные каналы, удовлетворять быстро меняющиеся потребности клиентов и внедрять последние инновации».
Евгений Хвостик

Источник: "Коммерсантъ"

https://finansist-kazan.ru/news/analitics/korporativnomu-bankingu-dali-realnyy-srok/

12 Апреля 2018 Ближневосточные проблемы обращают на себя внимание инвесторов
Основное внимание мировых рынков обращено к Сирии, к эскалации обстановки в этом регионе и возможным последствиям  для участников этого процесса. Рост геополитической напряженности на Ближнем Востоке привел к новому выходу цены нефти brent на уровни выше 70 за баррель. В результате повысился интерес к акциям нефтегазовых компаний.  Энергетический сектор   S&P 500 (+1.67%) прибавил 3.32%, а нефтегазовой сектор Московской биржи (3.96%)  +4.85%. В США интерес к нефтяному сектору подогревается тем, что она является основным бенефициаром налоговой реформы Трампа, а в России ослаблением курса рубля, дающее дополнительные выгоды экспортерам. Вчерашний отскок российского индекса повели как раз акции  экспортеров, акции финансового сектора под давлением продавцов находились дольше. Вчерашний рост вывел индекс из состояния относительной перепроданности, покупки подешевевших активов может продолжаться, но среда начинается с коррекционного отката. После убедительного ралли вторника  американские фьючерсы торгуются в негативе, вечерний ММВБ потерял (-0.34%), российские ADR в Нью-Йорке прибавили на фоне ослабления рубля прибавили “только” 0.77%. В торговом споре США и Китая, похоже, наступила дипломатическая пауза, инвесторы могут обратиться к экономическим новостям.  Сегодня выходит индекс потребительских цен CPI в США и протоколы последнего заседания ФРС,  но основное календарное событие – это начало отчетного сезона в пятницу. Как показывает практика, это может улучшать настроения на рынке. Завтра в четверг предполагаем позитивное открытие на Московской бирже. В мягком  сценарии на неделе возможен  откат российского индекса к 2150 и возврат к 2250.

https://finansist-kazan.ru/news/analitics/blizhnevostochnye-problemy-obrashchayut-na-sebya-vnimanie-investorov/

9 Апреля 2018 ЦБ обновит инструкцию о мерах воздействия на банки
Банк России разработал проект инструкции «О порядке применения к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) мер, предусмотренных статьей 74 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Как следует из пояснительной записки к документу, после вступления в силу он заменит собой инструкцию Банка России от 31 марта 1997 года № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия».

Новая инструкция устанавливает перечень мер, которые могут быть применены к кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) в случаях нарушения федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней.

К таким мерам относятся требование об устранении выявленных нарушений, штраф и ограничение (запрет) на проведение отдельных операций, указано в пояснительной записке. Меры применяются за нарушения, выявленные в деятельности кредитной организации (банковской группы), в том числе в деятельности ее филиалов, внутренних структурных подразделений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) и стабильности банковской системы РФ.

Отметим, что меры, упомянутые в проекте новой инструкции, в значительной степени дублируют перечисленные в статье 74 закона о ЦБ.

Так, за нарушение федеральных законов, нормативных актов и предписаний, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, непроведение обязательного аудита, нераскрытие информации о деятельности и аудиторского заключения кредитная организация может получить требование об устранении выявленных нарушений, штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала, ограничение на срок до шести месяцев на проведение отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, связанными лицами.

Уточняется, что минимальный размер уставного капитала, используемый для установления предельной величины и расчета суммы штрафа, определяется исходя из статьи 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности». В действующей редакции закона это 1 млрд рублей для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией, 300 млн рублей для вновь регистрируемых банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации — центрального контрагента и 90 млн рублей для вновь регистрируемой «обычной» НКО.

В числе мер, которые могут быть применены к кредитной организации в случае неисполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые банковские операции и сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, указаны штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала (но не более 1% минимального размера уставного капитала); требования об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе об изменении структуры ее активов; требования о замене топ-менеджеров и об ограничении на срок до трех лет размера компенсационных/стимулирующих выплат для них; требования о реорганизации кредитной организации.

Также к числу таких мер могут относиться запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, в том числе внутри банковской группы (холдинга) и со связанными лицами, на срок до года. Помимо запрета на операции по счетам и депозитам физических и юридических лиц (в проекте инструкции представлен подробный перечень таких операций) предусмотрена возможность ограничения Центробанком на срок до одного года максимальной процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, но допускается ограничение до уровня не ниже двух третей ставки рефинансирования ЦБ по вкладам в рублях и не ниже ставки LIBOR по вкладам в валюте. В расчет процентной ставки включаются в том числе любые непроцентные платежи банка в адрес вкладчиков-физлиц и передаваемые им доходы в натуральной форме.

При введении ограничения на кассовое обслуживание юридических лиц в части выдачи наличных денег с их банковских счетов разрешается выдача кредитной организацией наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера. При введении ограничения на кассовое обслуживание физлиц в части выдачи наличных денег с их банковских счетов разрешается выдача наличных денег в пределах сумм, внесенных физическими лицами на их банковские счета (счета по вкладам) до введения ограничения, а также поступающих на их счета безналичных денежных средств по заработной плате, выплатам социального характера, начисленных процентов.

Среди возможных запретов также временный (на срок до года) запрет на куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах, на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, на выдачу банковских гарантий, на переводы без открытия счета, на открытие кредитной организацией филиалов.

У Центробанка сохраняется возможность назначить в банк временную администрацию на срок до шести месяцев. Также регулятор может запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате возникнут основания для применения мер по предупреждению ее банкротства.

Кроме того, ЦБ может потребовать, чтобы участники кредитной организации, имеющие возможность влиять на решения менеджмента, предприняли действия для увеличения капитала кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

В тексте инструкции содержится и пункт о том, что Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным статьей 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Из проекта документа также следует, что ЦБ может применить к головной кредитной организации банковской группы ряд мер «за нарушения в связи с участием в банковской группе».

В проекте нового документа устанавливается порядок применения мер к кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы). При принятии решения о применении меры Банк России учитывает характер допущенного нарушения, причины, обусловившие его возникновение, и степень влияния на экономическое положение (финансовую устойчивость) кредитной организации, ее общее финансовое состояние, положение на федеральном и региональном рынке банковских услуг, наличие согласованного с регулятором плана мер по финансовому оздоровлению или плана восстановления финансовой устойчивости, а также степень влияния на бесперебойность функционирования платежных систем, субъектом которых является кредитная организация.

Инструкцией устанавливается перечень источников информации, в ходе проверки или анализа которой ЦБ выявляет нарушения в деятельности кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы). Это могут быть, например, анализ отчетности, проверки.

В числе прочего в новой инструкции определяются случаи, когда Банк России не вправе применять меры: например, если со дня совершения нарушения истекло пять лет или если нарушены положения документов, не являющихся нормативными актами или предписаниями Банка России.

Также проект инструкции определяет право Банка России обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) штрафов или применения иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее чем через шесть месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.

Предполагается, что инструкция вступит в силу по истечении десяти дней после ее официального опубликования.

https://finansist-kazan.ru/news/analitics/tsb-obnovit-instruktsiyu-o-merakh-vozdeystviya-na-banki/

9 Апреля 2018 ЦБ поддерживает идею введения механизма санации НПФ
Банк России поддерживает идею введения механизма санации на рынке НПФ, планирует заняться разработкой этого механизма. Об этом сообщил зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин на заседании комитета Госдумы по финрынку.

«Принципиально идея поддерживается, она просто не так проста в техническом исполнении», — сказал он. «У негосударственных пенсионных фондов несколько разных «мешков» — капитал отделен от резервов и накоплений, и это усложняет сам механизм. Но как принципиальный подход — я думаю, имеет смысл заняться этим», — пояснил Чистюхин.

Ранее в четверг комитет рекомендовал принять во втором чтении законопроект о введении механизма санации страховых компаний по аналогии с существующим банковским механизмом — когда ЦБ становится основным собственником санируемой организации, а после докапитализации и завершения процедуры оздоровления продает ее рыночному инвестору. Планируется, что санироваться будут социально значимые страховщики.
Источник: Banki.ru

https://finansist-kazan.ru/news/banks/tsb-podderzhivaet-ideyu-vvedeniya-mekhanizma-sanatsii-npf/

5 Апреля 2018 Банки будут обязаны получать кредитный рейтинг по национальной шкале для принятия их гарантий налоговиками
Премьер России Дмитрий Медведев подписал постановление, обязывающее банки иметь кредитный рейтинг, присвоенный по национальной рейтинговой шкале рейтинговым агентством, для принятия их гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов.

«Подписанным постановлением установлено дополнительное требование — наличие кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале кредитным рейтинговым агентством», — говорится в документе.

В соответствии с Налоговым кодексом перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, ведется Минфином и публикуется на его официальном сайте.

По мнению Кабмина, использование таких кредитных рейтингов банков — это ключевой фактор оценки кредитоспособности финучреждений.

Уровни кредитных рейтингов «А» и «ruА» оцениваются в качестве умеренных уровней с некоторой чувствительностью к воздействию неблагоприятных перемен в социально-экономических процессах РФ, уровни кредитных рейтингов «ВВВ-» и «ruВВВ-» оцениваются в качестве уровней с низкой вероятностью дефолта организаций, уточнили в правительстве.

«Принятое решение приведет к положительным результатам для участников экономической деятельности с точки зрения стабильности рынка банковских гарантий и расширения использования банковских гарантий крупнейших российских банков как надежного обеспечительного инструмента», — отмечается в постановлении.
Источник: Banki.ru
https://finansist-kazan.ru/news/banks/banki-budut-obyazany-poluchat-kreditnyy-reyting-po-natsionalnoy-shkale-dlya-prinyatiya-ikh-garantiy-/

2 Апреля 2018 Кассы готовы к внедрению системы выдачи наличных в магазинах
ассовые аппараты готовы к внедрению системы выдачи наличных в магазинах, рассказал в интервью  РИА Новости гендиректор компании — производителя платежных аппаратов Ingenico Group в России Сергей Карпов.

«В каком-то смысле эти предложения и то, что касается снятия наличных, — это функционал кассового аппарата. Мы создаем платформу для кассовых аппаратов и, естественно, создаем аппаратную среду для реализации этого функционала. Дальше возникает вопрос программного обеспечения. Как только появится модификация, которая позволит выдавать наличные, наши платежные терминалы будут это поддерживать. Аппаратная часть к этому готова», — рассказал Карпов.

Ingenico уже создала подобный кассовый аппарат, он будет представлять собой мобильный платежный терминал со встроенным планшетом на базе операционной системы Android. Компания-продавец может загрузить в планшет необходимые для работы приложения из Google Play. Аппараты смогут поддерживать бесконтактные платежи по картам и сервисам Android Pay, Samsung Pay, Apple Pay и другим.

По словам Карпова, малые и средние компании и банки уже проявили интерес к новому терминалу. Производство и поставки таких аппаратов начнутся в III квартале. Стоить они будут в среднем 600 евро без НДС в базовой комплектации. «Устройство станет физически доступным на рынке в третьем квартале этого года. Широко, я думаю, начнет внедряться начиная с четвертого квартала», — сообщил он.

Так банки сэкономят на работе с наличными.

В начале февраля Mastercard сообщила, что прорабатывает возможность внедрения такого механизма на российском рынке. По данным агентства, «Русский Cтандарт» и Mastercard уже провели пилот по запуску данной технологии. Глава Сбербанка Герман Греф не исключал внедрения технологии в этом году. Альфа-Банк планирует в 2018 году провести пилотирование такого сервиса. Руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек сообщил, что банк планирует внедрить пилотный проект системы во второй половине 2018 года, работа ведется с сетями «Лента», «Глобус» и Metro Cash & Carry.

https://finansist-kazan.ru/news/banks/kassy-gotovy-k-vnedreniyu-sistemy-vydachi-nalichnykh-v-magazinakh/

30 Марта 2018 Банковские лицензии разделят на универсальные и базовые
С начала 2018 года Банк России инициировал процесс перехода к пропорциональному регулированию банковской системы: в течение года банки должны будут принять решение – либо увеличить капитал до 1 миллиарда рублей и работать по универсальной лицензии, либо перейти на базовую лицензию (минимальный размер капитала – 300 миллионов рублей). Переходный период будет завершен к 1 января 2019 года. Банки с базовой лицензией получат существенные регуляторные послабления, для них будет действовать упрощенный порядок отчетности, однако относительно таких банков будет введён ряд ограничений. Банки с базовой лицензией будут не вправе осуществлять целый ряд операций, в том числе с иностранными юридическими и физическими лицами. Договоры банковского счета с иностранными банками должны быть расторгнуты в течение года с даты получения базовой лицензии.

На самом деле, у регулятора уже сложилось понимание, как будет выглядеть к 2019 году многоуровневая банковская система. Большинство банков получат универсальную лицензию, и лишь 150 игроков устроит базовая. При этом 63 банка, по данным Банка России, готовы увеличить капитал, лишь бы сохранить универсальный статус.

Портал «Финансист» попросил оценить решение ЦБ экспертов банковского рынка Татарстана.

Банковская лицензия, универсальная лицензия, базовая лицензияАнна Иванова, заместитель председателя правления АКБ «Энергобанк»(ПАО): «Приняв такое решение, Банк России переходит к так называемому пропорциональному регулированию банковской системы. Регулятор исходит из того, что новая парадигма банковской системы обеспечит более справедливые условия для конкуренции.

В настоящий момент трудно оценить все последствия данного разделения, так как тема будет развиваться и, соответственно, все зависит от того, какими будут условия последующих нормативных актов по отношению к банкам, имеющим базовую или универсальную лицензии.

Не исключаю, что некоторые банки в республике будут докапитализированы до уровня, достаточного для получения универсальной лицензии.

Наш банк обладает капиталом, достаточным для получения универсальной лицензии. Не думаю, что будут какие-то заметные изменения. Банк работает на рынке финансовых услуг уже 29 лет, за эти годы у нас сложились прочные деловые отношения с многочисленными компаниями малого и среднего бизнеса, а также крупнейшими предприятиями республики».

Банковская лицензия, универсальная лицензия, базовая лицензияРинат Абдуллин, председатель правления ООО «АЛТЫНБАНК»: «На сегодняшний день надзор для всех банков одинаковый и мы, как малый банк, вынуждены сдавать массу отчётных документов, которые собственно нас и не касаются, в связи с нашим характером деятельности. При этом банкам с базовой лицензией закон обещает сделать послабление в части предоставления отчётности и другие преференции, в том числе не надо будет раскрывать ЦБ РФ политику по рискам, по капиталу и т.д. Ограничения, которые вводятся для банков с базовой лицензией, в принципе, касаются в основном сделок, связанных с зарубежными компаниями. Банку с базовой лицензией будет запрещено открывать корреспондентские счета в зарубежных банках и другие незначительные пока на наш взгляд вещи. Хотелось бы надеяться, что принятие такого закона будет способствовать развитию таких небольших банков и переходу к более крупным банкам, меньше будет расходов на составление требуемой на сегодняшний день отчётности. С другой стороны, есть ограничения, так как в последнее время сохраняются риски того, что деньги, аккумулируемые банками от населения и юридических лиц, не вкладывались в бизнес собственников банка. Там ограничения на собственный капитал не 25%, а 20%,то есть вот эта величина, тоже я считаю, что это, в принципе, несущественная вещь.

Спрогнозировать, как такое разделение банков повлияет на банковский рынок Татарстана пока сложно. Банки с универсальной или базовой лицензией отличаются в вопросах, касающихся обслуживания нерезидентов. В нашем банке нет клиентов-нерезидентов, все резиденты. И банк проводит все необходимые данным клиентам операции - осуществляет переводы средств за рубеж, проводит валютные операции.

Беспокойство вызывает то, что у нас идет ранжирование операций банков в зависимости от капитала банка, лишь от капитала банка, или от участия собственника – государства. В случае ТФБ показал, что банк был, по существу, государственный, и капитал был большой, но это не спасло банк от отзыва лицензии. Поэтому идет совершенствование надзора в данном случае при выделении банков с базовой лицензией, и у ЦБ больше времени останется для анализа рисков в крупных банках, чтобы не допустить повторной ситуации, которая имела место в РТ.

Ну, а закон, как известно, пишется людьми в благих целях, как он будет работать в РФ может показать только опыт и какова цель ЦБ. Поскольку целью может быть и желание ликвидировать небольшие банки, что на самом деле не совсем правильно было бы. Надо ликвидировать, как я считаю, неэффективные банки с плохой системой управления - это будет возможность для роста более качественной банковской системы РФ. Сейчас сказать о том, что будет на основании того закона, который написан, сложно, поскольку практика - лучший критерий исполнения законодательства.

Наш банк растет, форсировать вопрос роста капитала, если не будет препятствий для функционирования банков, мы искусственно не будем, ну а если мы почувствуем, что закон был принят именно для ликвидации банков, имеющим капитал меньше 1 миллиарда, то докапитализируем. При необходимости докапитализации банк привлечет денежные средства в соответствии с банковским законодательством: либо за счет собственной прибыли, либо за счет средств участников общества в уставном капитале, либо за счет средств возможных новых участников нашего банка».

Банковская лицензия, универсальная лицензия, базовая лицензияАйдар Багавиев, директор по комплаенсу ПАО «АК БАРС» БАНК: «Внесение изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" является лишь начальным этапом перехода банковской системы России (и Татарстана в частности) на новую систему лицензирования с выделением базовой и универсальной лицензий. В дальнейшем, банковское сообщество ожидает внесение правок в иные подзаконные и нормативные акты Банка России и иных органов власти, уточняющие отдельные аспекты деятельности банков с базовой лицензией в части послабления требований к составлению обязательной отчетности (в том числе по МСФО), соблюдению обязательных нормативов, требований к системе внутреннего контроля и оценке рисков, поправки в системе страхования вкладов и т.д.

Безусловно, многие мелкие кредитные организации могут высказать мнение о том, что меньший объем требований существенно облегчит их жизнь и предоставит новые возможности, но, фактически, у них всего лишь произошло снижение регуляторных рисков, так как ряд предъявляемых ранее требований, особенно в области системы управления риском и контролем, был для них просто невыполним. Однако несоблюдение этих требований зачастую не выявлялось по причине отсутствия непрерывного мониторинга в лице уполномоченных представителей ЦБ и иных инструментов контроля, присущих крупным банкам.

Кроме того, полагаем, что банкам с базовой лицензией придется преодолевать «недоверие и настороженность» клиентов к их деятельности, как к банкам с повышенным уровнем риска в связи с послаблением в отношении них регуляторных требований ЦБ.

Для банков, признанных банками с универсальной лицензией, по нашему мнению,
данные поправки в Закон не принесут видимых изменений».

Банковская лицензия, универсальная лицензия, базовая лицензияАлександр Храмов, начальник управления банковских рисков и отчетности АО «ТАТСОЦБАНК»: «Новый закон позволяет банкам с базовой лицензией не раскрывать в порядке и формах, установленных Банком России информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом. Банк России может устанавливать особенности раскрытия информации в соответствии с видом кредитных организаций. В банках с базовой лицензией руководитель службы внутреннего контроля может не назначаться. В этом случае функции руководителя службы внутреннего контроля осуществляются руководителем службы управления рисками. Банки с базовой лицензией должны будут соблюдать всего 5 нормативов (Н1.0, Н1.2, Н3, Н6 и Н25). Отчисления в фонд обязательных резервов для банков с базовой лицензией будут ниже.

Новая система лицензирования может быть вполне эффективной и положительно сказаться на рентабельности деятельности небольших по размеру кредитных организаций. Она упростит деятельность небольших банков, для которых нецелесообразно построение системы управления банковскими рисками аналогичной по своей детализации и масштабу, действующим в крупных системно-значимых банках и содержание большого штата высококвалифицированных специалистов. Однако необходимо понимать, что деятельность любой кредитной организации невозможна без эффективной системы оценки банковских рисков независимо от размера капитала и объема операций. В любом случае, для успешного функционирования банки с базовой лицензией должны будут, как минимум, эффективно управлять кредитными рисками, рисками ликвидности, рыночными и операционными рисками. Для стабильно работающих небольших банков ограничения на трансграничные операции или вложения в сомнительные ценные бумаги не окажут заметного негативного влияния. Для кого-то, возможно, будет более существенным снижение максимального размера кредитного риска на одного или группу связанных заемщиков с 25 до 20% (норматив Н6) от размера собственных средств банка с базовой лицензией, так как небольшие банки всегда имеют весьма ограниченный круг заемщиков. С другой стороны, банкам, которые использовали в своей деятельности вложения в сомнительные ценные бумаги, будет сложнее скрывать свое фактическое финансовое положение.

На рынке Татарстана присутствует несколько банков с размером капитала менее 1 миллиарда рублей. Это на текущий момент, как минимум, Автоградбанк, Камский Коммерческий Банк, Алтынбанк, ИК Банк, АвтоКредитБанк. Присутствует также Радиотехбанк с головным офисом в Нижнем Новгороде. Если не учитывать планы по докапитализации данных банков и предположить, что все они станут со следующего года банками с базовыми лицензиями можно говорить о том, что это не должно оказать сколь значимого влияния, как на рынок банковских услуг РТ, так и на деятельность самих банков. Все эти банки сосредоточены преимущественно на работе с клиентами, имеющими «прописку» в Поволжском регионе, объем трансграничных операций данных банков должен быть крайне незначительным и в случае необходимости может быть осуществлен через банки-посредники. Возможно, некоторым банкам с базовой лицензией придется снизить максимальные лимиты кредитования на одного или группу связанных заемщиков с 25% до 20% от размера собственных средств (капитала). Насколько это будет проблемно, так же как насколько важно для них иметь возможность приобретать ценные бумаги вне котировального списка первого уровня, смогут прокомментировать только сотрудники самих банков».
Источник: Портал «Финансист»

https://finansist-kazan.ru/news/finances/bankovskie-litsenzii-razdelyat-na-universalnye-i-bazovye/

28 Марта 2018 Микрофинансисты вырастили долги
В 2017 году микрофинансовые организации (МФО) добавили на свои балансы почти 15 млрд руб. просроченной задолженности, это половина прироста объема портфеля, свидетельствуют данные «Эксперт РА». Эксперты отмечают, что такая ситуация сложилась по бухгалтерским причинам — в связи с новыми требованиями Банка России к резервам по проблемным долгам. В текущем году МФО будут пытаться распродать эти просроченные долги, коллекторы готовы купить их недорого.

“Ъ” ознакомился с обзором рынка микрофинансирования агентства «Эксперт РА» по итогам 2017 года. Согласно ему, объем портфеля микрозаймов за 2017 год вырос более чем на 35% — с 88 млрд до 121 млрд руб. При этом половина его прироста (около 15 млрд руб.) обеспечена накоплением МФО проблемных долгов на своих балансах. Также прирост был обеспечен активностью крупнейшей «банковской» МФО «ОТП Финанс», доля которой, по оценкам «Эксперт РА», на конец 2017 года составляла около 25% рынка. Прирост остальных крупных компаний компенсировал уход с рынка большого числа мелких МФО.

Рынок черных микрокредиторов в несколько раз превосходит официальный
Рынок черных микрокредиторов в несколько раз превосходит официальный
Согласно данным «Эксперт РА», доля задолженности, просроченной более чем на 90 дней, выросла в портфелях микрозаймов за 2017 год с 30% до 40%. При этом в обзоре отмечается рост доли просрочки во второй половине прошлого года (на 5 процентных пунктов) как следствие сокращения объема цессий, особенно это касается займов до зарплаты. Как пояснил “Ъ” ведущий аналитик «Эксперт РА» Иван Уклеин, в 2014–2016 годах компании, чтобы не переплачивать лишний налог на прибыль, который не очень справедлив, поскольку значительную часть начисленных доходов не удается взыскать, совершали уступки прав требования по проблемному долгу дружественным структурам. В середине прошлого года Банк России выпустил указание 4054-У, по которому все микрозаймы до зарплаты должны резервироваться очень жестко: 30 дней просрочки — уже 50% резервов, 90 дней просрочки — 100% резерв. «Резервы вычитают из капитала ту самую бумажную прибыль, у многих компаний в середине 2017 года разово возникла необходимость создания очень большого объема резервов до конца года,— поясняет господин Уклеин.— Соответственно, эти компании перестали совершать уступки прав требования и до конца года накапливали проблемный долг на балансе, чтобы в конце года досоздавать резервы не с нуля, а с этой высокой базы». Из-за того что эффект резервов на капитал был разовым в самом конце 2017 года, компании возобновят практику уступок проблемного долга в 2018 году, уверен он.

https://www.kommersant.ru/doc/3586248?from=four_finance